- Анна Вислоух
В школу... под ружьём
Updated: Mar 8, 2021
Уже все привыкли, что День учителя мы отмечаем не в первое воскресенье октября, а пятого, ведь теперь этот праздник стал всемирным и отмечают его более чем в ста странах. Правда, в России не растерялись и празднуют его дважды, в воскресенье тоже.

"14 января 1701 года был издан указ об основании первой государственной общеобразовательной школы в России — школы математических и навигацких наук — в Москве, в Сухаревой башне.
Первые выпускники вышли из школы в 1703 году. Тогда же было дано распоряжение направить в Воронеж «ради учения матросов из числа лучших учеников двух человек». Весной этого же года Афанасий Побегайлов и Петр Фролов прибыли к месту назначения.
С ними были посланы учебники и письменные принадлежности. Тем временем строительство военного флота в Воронеже приняло широкий размах, и очень скоро стала ощущаться острая нехватка специалистов корабельного дела: мастеровых, матросов, младших командиров.
«Великую нужду имею в офицерах», — писал из Воронежа в Москву адмирал Ф.М. Апраксин. Эти обстоятельства, а также личное распоряжение царя заставили Апраксина весной 1703 года открыть в Воронеже школу для подготовки различных специалистов-кораблестроителей, младших офицеров флота, инструкторов военного дела.
Обучение в школе состояло из двух ступеней: общеобразовательной и профессиональной. Сначала учили азбуку, затем читали Часослов и вершиной книжной мудрости того времени считалось освоение Псалтири. Кроме того, учились писать, знакомились с латинской азбукой и постигали арифметику – науку до того в России невиданную. Затем приступали к освоению корабельных и военных профессий.
Именно царь Петр I впервые осознал ту важную роль, которую может и должна играть школа в решении государственных задач. В 1714 году его правительство сделало первую попытку создать в России сеть государственных общеобразовательных учебных заведений. 28 февраля царь Петр издал указ об открытии во всех губерниях цифирных, или арифметических, школ.
Но только в 1716 году, после очередного напоминания царя, в России открываются первые 12 цифирных школ, в том числе и в Воронеже.
Учеба в таких школах была трудной и долгой. Деньги на их содержание отпускали небольшие, и поступали они нерегулярно. Ученики убегали, их ловили и жестоко наказывали. За десять лет существования воронежской цифирной школы (до 1726 года) сюда направили учиться 197 человек, а успешно завершили обучение 57 учеников.
Школы продолжали открываться. В те времена они были светскими (наподобие нынешних общеобразовательных) и духовными (церковными и архиерейскими). В архиерейских школах готовили священников и учителей для низших духовных училищ. Они являлись и общеобразовательными учебными заведениями. При большой нехватке грамотных людей это имело огромное государственное значение.
В 1728 году в Воронеже была открыта архиерейская школа. В школе дети обучались чтению, грамматике, церковному пению. Вскоре она закрылась и только в 1737 году возобновила свою работу.
Путешествие в прошлое
Учительница Татьяна Ивановна задала ребятам на каникулах прочитать повесть Сергея Алексеева «Небывалое бывает» о времени царствования Петра I. Ваня все никак не мог приступить к чтению, лишь со скучающим видом разглядывал в книге картинки.
— Ну что здесь интересного, ведь это было так давно! У нас сейчас и проблемы совсем другие, — вспомнил Ваня где-то услышанную фразу.
— Проблемы у нас, может быть, и другие, - возмутилась таким невежеством брата Аня, — но решать их иногда приходится… как это…
Полистала учебник и нашла:
— «…опираясь на опыт предыдущих поколений» — вот!
— Что это значит, ты хоть сама-то знаешь? И при чем здесь история? – не сдавался Ваня.
— А история притом, что изучая ее, люди будут меньше совершать ошибки, которые до них уже сделали раньше. Это кто-то из великих сказал. Вот, например, ты ведь хорошо знаешь, что в школу нужно ходить каждый день, учить уроки для того, чтобы стать образованным человеком, приносить пользу своей стране?
— Да, умом-то я понимаю, а как до дела доходит…
— А если бы все так рассуждали, то и жили бы до сих пор без телефона, без телевизора и компьютера… да что там, даже без простой лампочки! Ведь на Руси во времена Петра I почти не было грамотных людей.
— Ужас какой! — Ваня на миг представил свою жизнь без любимых мультиков и много еще чего другого, и ему стало не по себе. — А я-то думал, что школы были всегда… Ой, смотри, Аня, что это там происходит?
Шум и крики доносились из окон большого дома, стоявшего в начале улицы.
- Не пущу, не отдам тебя, дитятко! – на крыльцо дома выбежала женщина, а за ней какой-то человек в военной форме с ружьем вывел за руку упиравшегося мальчишку.
- Куда этого он его тащит? – испуганно прошептала Аня, осторожно выглядывая из-за угла дома. – Тетенька, не плачьте, что у вас случилось?
- Ой, помогите, люди добрые! – закричала женщина пуще прежнего. – Единственное дитятко забирают, в какую-то школу отдают ненаглядного!
- Что вы, тетенька! – засмеялась Аня. – В школе очень интересно! Ребята там учатся читать и писать, узнают про другие страны, про животных и рыб, про звезды и планеты и про многое-многое другое.
- Да на кой нам эта наука нужна, – на крыльцо вышел хмурый мужчина. – Мы без грамоты жили, и он проживет. Бесовское это занятие — школа.
Оказалось, по указу Петра открыли школу в городе Воронеже. Приехал учитель, пришел в школу, ждет учеников. Ждет день, второй, третий — никто не идет. Собрался тогда учитель, стал ходить по домам, выяснять, в чем дело. Зашел в один дом, позвал хозяина, местного купца.
— Почему, — спрашивает, — сын в школу не ходит?
— Нечего ему там делать! — отвечает купец. — Деньги считать я его и сам научу.
Зашел учитель в дом к плотнику.
— Да разве это нашего ума дело — школа! — отвечает плотник. — Наше дело — бревна обтесывать. Нечего понапрасну время изводить!
Пошел тогда учитель к помощнику воронежского воеводы, подьячему Игнату Маторину, рассказал, в чем дело. Игнат был самым толковым среди воронежских подьячих, к нему даже воевода относился с уважением, а самое главное – в его доме останавливался царь!
— Ладно, — говорит Игнат учителю. — Ступай в школу, будут тебе ученики.
Вернулся учитель в школу, стал ждать. Вскоре слышит за окном топот. Посмотрел, видит — идут солдаты, под ружьем ведут ребят. Так вот целую неделю их в школу и водили, а потом уже они сами привыкли.
Кстати, про эту историю с солдатами царь узнал, когда в очередной раз в Воронеж приехал, и она ему очень понравилась. Похвалил он Игната: «Молодец! Это по-нашему. Скажу-ка, чтобы и в других местах в школу ребят силой тащили. Людишки-то у нас не понимают своей выгоды, о делах государства не заботятся. А грамотные люди нам ой как нужны! Смерть России без знающих людей».
- Да-а-а! – покачала головой Аня. – В наше время тоже кое-кому не помешает солдат с ружьем. А то у некоторых то живот болит, то голова, а то и воспаление хитрости начинается…
- Что ты, Аня! – смутился Ваня. – Один раз всего в этом году уроки пропустил, горло болело, правда!
- А ты представь себе – не пошел ты в школу, а именно в этот день дверь открывается и, бац, на пороге президе… то есть царь Петр. Ведь он, говорят, сам по школам ездил, смотрел, сколько учеников в классах, как арифметике обучаются. Вот заходит он в класс и говорит…
«…подготовлена концепция «Наша новая школа». Наша школа должна стать школой XXI века — этим все сказано. Это должна быть высокотехнологичная, эффективная, сильная и в то же время добрая школа, добрая по отношению к ученикам и привлекательная для учителей…»
Аня и Ваня и не заметили, как оказались дома. В комнате привычно мерцал экран телевизора, где в новостях президент России говорил о важности образования, как когда-то, триста лет назад говорил о нем царь Петр. Громко зазвонил телефон, за окном шуршали шинами автомобили, высоко в небе оставил свой четкий след летящий в далекую страну самолет… И этого всего могло бы не быть?!
— Ань, а что нам на завтра задавали? — задумчиво спросил сестру Ваня.